Войти
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа развития Белгородского государственного университета на 2010–2019 годы

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫЙ КОМПЛЕКС В СФЕРЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Иконки слева
    Быстрый переход
О ПРОГРАММЕ
Программа развития БелГУ
Приоритетные направления развития
Показатели оценки эффективности реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ  
Организационная структура
Наблюдательный совет
Стратегические сессии
Дирекция
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  
Документы федерального уровня
Документы БелГУ, регламентирующие
управление Программой
Методическое и программное обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности
Приобретение оборудования
Повышение квалификации
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ
Отчеты
Разработка и внедрение СУОС и ООП ВПО на основе ФГОС и СУОС ВПО
Закупки
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Интервью
СМИ о программе
КОНТАКТЫ
Контакты
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;
E-mail: niu@bsu.edu.ru
Ответственное лицо:
Мишунин Вадим Васильевич – директор департамента научной и инновационной деятельности
Телефон: (4722) 30-10-30
Факс: (4722) 30-10-24

На английский манер?

На английский манер?

Профессор из Лондонского университета представила опыт подготовки специалистов в Великобритании

Рабочие визиты в Национальный исследовательский университет «БелГУ» светил науки, наших соотечественников, ныне работающих в зарубежных вузах, вошли уже в систему. Доктор экономических наук, профессор, академический консультант Лондонского университета Святого Георга Элла Искренко приехала в БелГУ, чтобы провести курс «Кросс-культурный менеджмент» для слушателей Президентской программы и программы «MBA». Во время пребывания на родине (Элла Владимировна достаточно много лет работала в одном из российских вузов) в общении с коллегами появились интересные идеи на предмет организации сотрудничества в новых формах. Пусть системы образования в России и Великобритании отличны, но точки соприкосновения у Национального исследовательского университета «БелГУ» и Лондонского университета Святого Георга имеются. Во главу угла тут и там ставят практическую направленность в подготовке специалиста. Правда, к приоритетной цели идут разными путями. Какой из них выбрали коллеги из Лондонского университета, возможно ли применение западных технологий в российской высшей школе, в частности, в БелГУ, рассказала профессор Элла Искренко.

- Элла Владимировна, как организованы учебные занятия для студентов университета Святого Георга?

- В рамках всех курсов, за исключением лекционных, для студентов создаются такие условия, в которых они могут совместно обсуждать актуальные в контексте конкретной учебной дисциплины проблемы. То есть занятия не строятся по принципу «вопрос-ответ» и соответственно нет цели разобрать такого рода вопросы, как «Что такое себестоимость?» «Как работает сердце человека?» или «Какие стили в современной системе управления используют?». Для студентов разработаны специальные кейсы, в которых представлена практическая ситуация. В ходе дискуссии они предлагают различные варианты для её разрешения. Разумеется, найти адекватный путь возможно только при условии обладания необходимыми теоретическими знаниями. Плюс – умение их применить! Студенты «работают» в командах по 7-9 человек, рассматривая конкретный сценарий и совместно выбирая решение.

- Кто разрабатывает кейсы для студентов?

- Кейсы пишут преподаватели и специалисты-практики. Каждый университет обладает своей системой кейсов, на них существуют авторские права.

- Какова же роль преподавателя в учебном процессе?

- Основная цель занятий данного типа – обеспечить самим студентам возможность участия в решении практических задач, научиться использовать полученные знания и оценить их глубину, понять, что и как они должны разобрать и выучить для успешного решения кейса. Преподаватель следит за тем, чтобы обсуждение шло в правильном направлении, чтобы все студенты участвовали в дискуссии, не допуская доминирования одних или молчаливости других, чтобы был разобран определенный перечень вопросов, которые входят в учебную программу.

Сегодня на Западе, говоря о степени включенности преподавателя в процесс студенческого обсуждения, называют его по-разному: модератор, фасилитатор, тьютор… Занятия в нашем университете ведут тьюторы – специалисты, которые наблюдают за обсуждением, дебатами и дают свои рекомендации аудитории и конкретно каждому её представителю, на что целесообразно обратить внимание. Важной составляющей обучения по кейсам является выработка практики публичного выступления, умение логично и тактично отстаивать свою точку зрения и оценивать позицию оппонента. В Лондоне я закончила специальные тренинговые курсы, которые предлагают определенную методику преподавания с использованием кейсовых технологий. Уникальность этой методики в том, что её основополагающие принципы можно использовать в организации занятий для студентов, получающих разное по профилю образование, будь то гуманитарное или медицинское. В частности, я работаю со студентами-медиками на факультете медицины и общественного здравоохранения.

- В этой связи возникает вопрос о системе кейсов, в основе которых - «Виртуальные пациенты». В чём его особенность?

- В университетах Европы и Америки созданы разные системы и технологии для ведения занятий с использованием «Виртуальных пациентов». Они предназначены для студентов, которые уже имеют определенные знания и в состоянии принимать решения и прогнозировать последствия их развития. Основная цель - обеспечить возможность рассмотрения как можно большего количества клинических случаев и вариантов лечения.

У студентов-медиков во всем мире недостаточно времени для того, чтобы беспрерывно контролировать процесс развития болезни в госпитале. Безусловно, у них есть практика, они под руководством специалиста посещают палаты, проводят осмотр. Но всё это ограничено временными рамками. Поэтому «Виртуальные пациенты» – один из эффективных методов почувствовать себя в роли практикующего врача. В кейсах представлены не только вся история болезни, но и различные варианты лечения и последствия в результате применения каждого из них. Выбрав тот или иной вариант, студенты получают положительный и отрицательный результат. В кейсе есть возможность пересмотреть ситуацию, осознать ошибку, понять, на каком звене цепочки она произошла и почему, и начать лечить «виртуального пациента» по-новому. Что в реальной жизни далеко не всегда возможно. Такая система заставляет не просто учить наизусть, а мыслить, оценивать. Когда же специалист приходит к реальному пациенту, он представляет все варианты развития его болезни и выбирает адекватную методику лечения.

- Как вы считаете, возможно ли внедрение кейсовой системы в Белгородском государственном университете?

- Этот вопрос мы уже обсуждали с проректором по науке БелГУ Андреем Пересыпкиным. Западные университеты работают с кейсами 10-15 лет. Условия в БелГУ для этого есть. Мы будем думать, что необходимо на первом этапе сделать для создания такой системы. Учёные БелГУ могут обратиться к нашему опыту реализации проблемно-ориентированного обучения, которое предполагает работу с кейсами. Основные этапы данного процесса включают формирование группы преподавателей, готовых изучить методику проведения занятий для слушателей с использованием кейсовых технологий и создание своей системы кейсов. Ознакомившись с нашими разработками, белгородские учёные смогут создать свою концепцию, адекватную условиям развития БелГУ и российской практике.

Я приглашаю коллег в Лондон на конференцию по образовательным технологиям, которая должна состояться в июне!


08.12.2010

Беседовала Светлана Шатохина

Объявления

ГОРЯЧИЕ ССЫЛКИ
Горячие ссылки

Министерство образования и науки РФ Размещение заказов Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области
Баннеры

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; E-mail: niu@bsu.edu.ru