Войти
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа развития Белгородского государственного университета на 2010–2019 годы

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫЙ КОМПЛЕКС В СФЕРЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Иконки слева
    Быстрый переход
О ПРОГРАММЕ
Программа развития БелГУ
Приоритетные направления развития
Показатели оценки эффективности реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ  
Организационная структура
Наблюдательный совет
Стратегические сессии
Дирекция
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  
Документы федерального уровня
Документы БелГУ, регламентирующие
управление Программой
Методическое и программное обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности
Приобретение оборудования
Повышение квалификации
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ
Отчеты
Разработка и внедрение СУОС и ООП ВПО на основе ФГОС и СУОС ВПО
Закупки
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Интервью
СМИ о программе
КОНТАКТЫ
Контакты
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;
E-mail: niu@bsu.edu.ru
Ответственное лицо:
Мишунин Вадим Васильевич – директор департамента научной и инновационной деятельности
Телефон: (4722) 30-10-30
Факс: (4722) 30-10-24

Как не заблудиться в «технологических коридорах» образования?

Как не заблудиться в «технологических коридорах» образования?

Всякая наука есть предвидение.
Герберт Спенсер

БелГУ в числе десяти классических университетов – победителей инновационной образовательной программы (ИОП). Для того, чтобы занять своё место в числе лучших учебных заведений, научный коллектив вуза разработал семь направлений по совершенствованию подготовки специалистов нового поколения. Одно из этих направлений – «Региональная модель устойчивой системы «технологических коридоров» для обеспечения продвижения знаний к рынку в области геоинформатики и ее окружения». Реализацией этого проекта руководит Директор Федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов – Центра коллективного пользования БелГУ – Ф.Н. Лисецкий.

– Федор Николаевич, какие задачи претворятся в жизнь в ходе реализации этого проекта?

– Прежде всего – формирование у студентов инновационного мышления. Причём, создавать новый тип мировоззрения необходимо с того момента, когда абитуриенты становятся студентами. При этом должна сложиться установка на готовность к непрерывному обучению в течение всей жизни. Особенно это касается быстро обновляемых наукоемких образовательных направлений, таких как геоинформационные технологии и их приложения в предметных областях знаний. Если такая жизненная установка будет воспринята будущим специалистом, то это уже залог его профессионального успеха, а значит и успеха того дела, которому он посвятил свою жизнь.

Каждый молодой специалист должен понимать: чем больше он «вложит» в себя за время обучения, чем больше он освоит дополнительных программ, технологий, тем ценнее он будет на рынке труда. Во главе такой индивидуальной траектории обучения должна стоять жажда (и даже привычка) к постоянному саморазвитию, тогда студент сможет стать профессионалом мирового уровня.

При внедрении новых форм образования потребуются и адекватная, даже рассчитанная на некоторое упреждение, квалификационная переподготовка преподавателей, которые должны обладать навыками организации проектно-инновационной работы студентов и компетенциями в новых направлениях развития геоинформатики и её окружения.

– Кто примет непосредственное участие в реализации научного направления в рамках ИОП?

– Это тандем преподавателей, студентов, аспирантов, молодых учёных. Мы приветствуем желание попробовать себя в научной сфере каждого из наших учеников. Сегодня опорой для нас являются те студенты, которые уже зарекомендовали себя как молодые исследователи. Но мы даем возможность всем работать в учебно-научных лабораториях по геоинформатике и дистанционному зондированию Земли. Эти наработки будут использованы для организации научно-технического творчества в системе Центра коллективного пользования Федерально-регионального центра аэрокосмического мониторинга природных ресурсов БелГУ

Кроме того, студенты получат возможность заниматься исследованиями в лаборатории в любое удобное для них время. Им будут созданы комфортные условия: новейшие информационные программы, консультации специалистов и преподавателей, тематические деловые игры, встречи с заказчиками научной продукции и проектной деятельности. Это даст возможность ещё в студенческую пору сделать серьёзные шаги в науке, зарекомендовав себя тем самым на рынке труда как конкурентоспособного высококлассного специалиста.

ГИС-технологии сегодня это информационная технология географии, геологии, экологии и многих других как природоведческих, так и социально-экономических и инженерных наук. К примеру, на сайте компании ESRI (США) – мирового лидера в области производства программного ГИС-обеспечения, приводится перечень специальностей, в рамках которых используются ГИС-продукты, он насчитывает более 80 наименований.

Уже сегодня наши воспитанники принимают участие в реализации научно-образовательных проектов с использованием геоинформатики для земельного кадастра, градостроительства, экологического контроля. Сейчас от наших партнёров поступают заказы, которые по силам студентам геолого-географического факультета. Для них это и возможность заработать.

В рамках реализации направления с помощью географических информационных систем (ГИС) и спутниковых навигационных систем, как интегрирующих технологий, планируется организация нового типа проектно-инновационной работы студентов – занятость над одним проектом территориально разобщенных исследовательских групп (поле - аналитическая лаборатория - мобильные диагностические комплексы - центр обработки информации - штаб проекта). Также предполагается в летний период (полевой семестр) обеспечить удаленный доступ от ЦКП к университетской базе учебных практик (в Природном парке «Нежеголь»).

– Что представляет собой модель «технологических коридоров»?

– Она представляется сквозным направлением учебно-научной деятельности студентов и выглядит как инновационная система в триаде: «новые знания – трудовой потенциал – рынок труда, услуг и товаров». Эта система обеспечит подготовку конкурентоспособных специалистов в области геоинформатики и её окружения (геодезии, картографии, природопользования, экологии, земельного кадастра, геологии, географии).

Реализация «технологических коридоров» выгодна для всех. В рамках отлаженной системной работы с ключевыми предприятиями-работодателями региона мы будем привлекать к сотрудничеству практикующих специалистов, которые смогут постоянно информировать студентов о требованиях и новшествах в работе. По истечению срока обучения организация принимает на работу уже настоящего профессионала, знакомого со всеми тонкостями и спецификой своей деятельности. В свою очередь, студент будет уверенно смотреть в завтрашний день и для него не возникнет сложностей в трудовой деятельности.

– Реализация ИОП позволит ускорить социально-экономическое развитие региона, а как простому гражданину может помочь развитие геоинформатики?

– Мы все знаем о природных ресурсах (земля, вода, лес и т.д.), а есть еще пространственный ресурс, отражаемый в ГИС приставкой «гео». Его учет и оценка, особенно для такой уникальной страны, как Россия, кадастровая стоимость земли которой составляет 23 триллиона рублей, представляется одной из наиболее злободневных задач.

К примеру, в Белгородской области по инициативе губернатора Е.С. Савченко предложено внести в градостроительную практику изменения, призванные решить не только жилищную проблему, но и множество социальных вопросов. В скором времени планируется обеспечить комфортабельным усадебным жильем до 200 тысяч белгородцев, а жители областного центра уже приобрели более 3000 участков под ИЖС в окрестностях Белгорода. Эти задачи требуют проведения межевания земель с последующим составлением кадастровых планов средствами ГИС-технологий. Так что и рядовым гражданам приходится сталкиваться с результатами работы ГИС-технологий.

Или другой пример: для автомобилиста очень удобна достоверная карта дорог, особенно в лабиринтах незнакомого города. Установив в машине спутниковую навигационную систему с электронной картой, водитель без труда может ориентироваться в пространстве, с легкостью находить любые улицы и объекты, рационально планировать свой маршрут. Помимо этого, одним из очевидных достоинств такого «путеводителя» является доступная цена. Для рядовых граждан затраты на чудо-карту сравнимы с приобретением мобильного телефона.

Записала Людмила ЖИХАРЬ


04.05.2007

Объявления

ГОРЯЧИЕ ССЫЛКИ
Горячие ссылки

Министерство образования и науки РФ Размещение заказов Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области
Баннеры

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; E-mail: niu@bsu.edu.ru