Войти
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа развития Белгородского государственного университета на 2010–2019 годы

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫЙ КОМПЛЕКС В СФЕРЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Иконки слева
    Быстрый переход
О ПРОГРАММЕ
Программа развития БелГУ
Приоритетные направления развития
Показатели оценки эффективности реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ  
Организационная структура
Наблюдательный совет
Стратегические сессии
Дирекция
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  
Документы федерального уровня
Документы БелГУ, регламентирующие
управление Программой
Методическое и программное обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности
Приобретение оборудования
Повышение квалификации
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ
Отчеты
Разработка и внедрение СУОС и ООП ВПО на основе ФГОС и СУОС ВПО
Закупки
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Интервью
СМИ о программе
КОНТАКТЫ
Контакты
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;
E-mail: niu@bsu.edu.ru
Ответственное лицо:
Мишунин Вадим Васильевич – директор департамента научной и инновационной деятельности
Телефон: (4722) 30-10-30
Факс: (4722) 30-10-24

В ответе за карьерный вопрос

В ответе за карьерный вопрос

Кадры Национального исследовательского университета «БелГУ» за кадром не остаются

Переход рыночной экономики на инновационные «рельсы» диктует свои условия вузам, от которых напрямую зависит достойное предложение рынку труда конкурентоспособных специалистов конкретного профиля. Удовлетворяя потребность в формировании кадрового потенциала региона, Национальный исследовательский университет «БелГУ» в ответе не только за качество образовательной подготовки, но и за профессиональную судьбу выпускников. Как она сложится не у большинства, а у каждого – прерогатива Центра содействия трудоустройству и развитию карьеры БелГУ. В 2010 году стены alma mater покинули чуть более двух тысяч дипломированных специалистов. Из них 112 в силу разных обстоятельств оказались на бирже труда.

– Это небольшое число, но за ним скрываются человеческие судьбы, переживания, проблемы, связанные с дальнейшей профессиональной реализацией, – отмечает директор Центра содействия трудоустройству и развития карьеры БелГУ Светлана Боруха. – Обращающимся к нам за поддержкой ребятам мы стараемся предложить не просто работу, а работу по специальности в соответствии с их профкомпетенциями и интересами.

- Светлана Юрьевна, скажите, пожалуйста, выпускникам какого профиля больше улыбнулась удача трудоустройства по специальности?

- Отмечу, что порядка 63% выпускников 2010 года, обучавшиеся по приоритетным направлениям развития БелГУ, работают по специальности. Сегодня на рынке труда оказались более востребованы специалисты в высокотехнологичных отраслях. К примеру, физики трудоустроены все! Также не возникло проблем с профессиональной реализацией у выпускников факультета компьютерных наук и телекоммуникаций и геолого-географического факультета. В целом, все, кто поставил цель трудоустроиться в конкретные организации, в них уже и работают. И это показатель качества подготовки специалистов БелГУ.

- К сожалению, есть и те, кто с небольшим желанием идут работать по профессии. Особенно эта не радужная тенденция прослеживается на педагогических специальностях. Вероятно, молодым учителям нужен стимул?..

- Отрадно, что в этом году Министерство образования и науки РФ начало реализацию программы поддержки выпускников 2009 и 2010 годов, которые будут трудиться в сельских школах. Две наши выпускницы пошли работать в среднюю общеобразовательную Городищенскую школу с углубленным изучением отдельных предметов (Старооскольский район) и Вислодубравскую среднюю общеобразовательную школу (Губкинский район). Молодым учителям, отправившимся в глубинку, полагается дотация от государства в размере 500 тысяч рублей на два года. Представьте, вчерашний студент может купить себе новый автомобиль отечественного производства, чтобы ездить на работу, или заняться строительством жилья. А может вложить средства в профессиональное самосовершенствование – пройти курсы повышения квалификации или обучение в аспирантуре. Правительство Белгородской области выделило со своей стороны ещё по 100 тысяч рублей каждому молодому специалисту. Плюс они получили некоторые социальные льготы, связанные с оплатой жилплощади. Думаю, престиж работы учителя на селе поднимается.

- С какими трудностями в первую очередь сталкиваются дипломированные специалисты в процессе трудоустройства?

- К сожалению, у наших выпускников, при том, что они получили качественное фундаментальное образование, прошли серьезные практические курсы, встречается некий инфантилизм в вопросах трудоустройства. Большинство из них сильно удивляются, когда им предлагают заработную плату в размере менее 10 тысяч рублей. Будучи уверенными в том, что должны получать в разы больше, они забывают об отсутствии опыта работы по специальности после студенческой скамьи. Поэтому нам необходимо привить им понимание того, что достойную зарплату платят за соответствующую отдачу на рабочем месте, а она возможна тогда, когда специалист обрёл опыт в профессии.

- Как складывается профессиональная судьба у тех, кто пожелал продолжить обучение в аспирантуре или магистратуре? Ведь совмещать написание диссертации и плотный рабочий график непросто.

- Более того – практически невозможно. Для этого существует заочная аспирантура и магистратура. На дневной форме – приоритет обучению. И если аспирант или магистрант стремится подрабатывать, то желательно только по специальности и по тем направлениям исследования, которые он проводит. Работать над научным исследованием по остаточному принципу невозможно. Наука сродни искусству и требует не только труда, но и души. В качестве пожелания – трудоустройство в университете в должности лаборанта или ассистента. Как правило, лаборант работает на том оборудовании, которое позволяет получить результаты, необходимые для подготовки научной работы. Так, у ребят-нанотехнологов трудовая деятельность в наноцентре и центре коллективного пользования обычно совпадает с направлением их научного исследования. Плюс в любой момент диссертант может обратиться за консультацией к научному руководителю.

В этом году более двухсот желающих учиться в аспирантуре (только на днях они прошли вступительные испытания), а в магистратуру поступило свыше пятисот человек. Если человек стремится к продолжению образования, значит, он понимает, что на рынке труда будут востребованы специалисты только с высоким уровнем квалификации.

- Трудоустройство – отнюдь не личная проблема. Это проблема и вузовского сообщества. Какие механизмы будут созданы в НИУ с тем, чтобы осуществить слаженное взаимодействие студента со своим потенциальным работодателем?

- Подчеркну, что на многих факультетах сотрудничество с предприятиями и организациями уже вошло в систему. Работодатели обращаются с просьбой прислать к ним толковых студентов.

В кратчайшей перспективе, скорее всего уже в октябре, мы проведем Дни карьеры – мероприятие, на которое пригласим в БелГУ представителей различных организаций. Предполагаем, что встреча студентов и работодателей будет носить интерактивный характер: «заказчики» организуют мастер-классы, проведут конкурсы, по результатам которых, возможно, предложат интересные вакансии.

Кроме того, мы будем развивать направление целевой контрактной подготовки наших специалистов. Суть в том, что между студентом, работодателем и университетом заключается договор, согласно которому работодатель готов принять выпускника на работу по окончанию вуза, а он в свою очередь обязуется отработать не менее трёх лет. Такая практика достаточно эффективна и выгодна для обеих сторон. Многие студенты имеют возможность подрабатывать уже на старших курсах. Работодатель следит, как развивается его будущий сотрудник. Получается, что в период обучения студент на производстве приобретает первичные профессиональные навыки и, таким образом, процесс его адаптации сокращается. На выходе из стен вуза выпускник – не новичок, а полноправный специалист конкретной организации.

- В БелГУ активно создаются малые инновационные предприятия. На Ваш взгляд, сыграет ли схема «наукоёмкая идея-производство» в пользу решения карьерного вопроса выпускников БелГУ?

- Безусловно, МИП сыграют свою роль. В Институте ГМУ идет подготовка бизнес-команд. По окончании вуза будет сформирована группа выпускников разных специальностей и направлений подготовки, готовых работать в единой команде и создавать свой бизнес или помочь работодателю реализовать его более успешно. Надеюсь, процесс создания новых малых предприятий на базе БелГУ трудно остановить. Поэтому некоторые выпускники могут найти свою нишу на МИП БелГУ.

- Светлана Юрьевна! Ваш совет будущему поколению – когда нужно начинать заботиться о поиске работы?

- К моменту прохождения производственной практики. Более того желательно её проходить в той организации, в которой вы хотите работать. Практика – уникальный шанс для выпускника! Если же вы не планируете остаться, не стесняйтесь взять у работодателя отзыв. Положительная характеристика от солидной организации, приложенная к резюме, привлечёт внимание будущего руководителя именно к вашей персоне.


24.09.2010

Беседовала Светлана Шатохина

Объявления

ГОРЯЧИЕ ССЫЛКИ
Горячие ссылки

Министерство образования и науки РФ Размещение заказов Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области
Баннеры

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; E-mail: niu@bsu.edu.ru