Войти
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа развития Белгородского государственного университета на 2010–2019 годы

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫЙ КОМПЛЕКС В СФЕРЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Иконки слева
   Быстрый переход
О ПРОГРАММЕ
Программа развития БелГУ
Приоритетные направления развития
Показатели оценки эффективности реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ  
Организационная структура
Наблюдательный совет
Стратегические сессии
Дирекция
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  
Документы федерального уровня
Документы БелГУ, регламентирующие
управление Программой
Методическое и программное обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности
Приобретение оборудования
Повышение квалификации
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ
Отчеты
Разработка и внедрение СУОС и ООП ВПО на основе ФГОС и СУОС ВПО
Закупки
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Интервью
СМИ о программе
КОНТАКТЫ
Контакты
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;
E-mail: niu@bsu.edu.ru
Ответственное лицо: Шевченко Оксана Владимировна – руководитель секретариата
Телефон: (4722) 30-10-10
Факс: (4722) 30-10-24

Мост в реальный бизнес

Мост в реальный бизнес

Лейтмотив развития БелГУ в статусе национального исследовательского университета – в формировании и становлении малого инновационного предпринимательства с тем, чтобы «плоды» исследований «светил науки» довести к рынку. Обстоятельства благосклонны к учёным – своё дело под силу каждому, у кого уникальное инновационное предложение. Только как заявить о нём с возможной перспективой на прибыльное производство? На этот сложный и актуальный вопрос отвечает начальник отдела инновационной деятельности УНИД Николай Репников.

– В Белгородском госуниверситете разработана конкретная программа коммерциализации научных разработок. Мы строго подходим к оценке возможности внедрения инноваций в производство. Прежде чем открывать предприятие, прогнозируем, а зачастую знаем, кто нуждается в производимой инновационной продукции, – констатирует он.

- Первый шаг учёного, желающего коммерциализировать результат своего исследования, – представление его на суд экспертной комиссии. Какими же критериями должен обладать проект?

- Главное требование - наличие завершённой научной разработки, на которую получены авторские права в виде патента, ноу-хау, полезной модели… Мы должны быть уверены, что никто не будет выпускать подобную продукцию. Также права необходимы, чтобы законным образом создать малые инновационные предприятия. Университет в долю предприятия входит именно этим неисключительным правом. Далее комиссия оценивает, возможно ли коммерциализировать технологию и если да, то каким образом – посредством создания малого предприятия или продажи на неё лицензии. Временной и технологический факторы создания разработки учитываются не менее. Приоритетное значение в вопросе коммерциализации технологии имеет то, в течение какого времени и на каком оборудовании она была реализована.

- Что далее по курсу? Что нужно предусмотреть на начальном этапе коммерциализации, дабы обойти «рифы»?

- Необходимо найти целевого потребителя инновационного продукта, а также проанализировать рынок конкурентов и оценить средства, которые потребуются, чтобы начать выпуск опытной партии. Нужно определить, какие нужны площади для реализации производственного процесса и сколько требуется рабочих мест. Все это – немаловажные вопросы в бизнесе.

Если технология представляет ценность, то принимается решение о создании хозяйственного общества. В зависимости от того, во сколько оценили эту разработку, рассчитывается уставный капитал будущего предприятия. Затем решается вопрос, кто в качестве учредителя возьмет на себя ответственность за его деятельность. Учёные, кстати, не всегда готовы на это пойти. Требуется выход на инвесторов, подготовка учредительных документов, внесение денежных средств в уставный капитал фирмы и как итог – регистрация хозобщества.

- Николай Иванович, при БелГУ создано уже 8 малых инновационных предприятий. И вероятно, учёные продолжают выступать со своими инновационными предложениями?

- К сожалению, пока не превалирует число предложений коммерциализации научных разработок по отношению к тому количеству предприятий, которое должно быть создано в статусе НИУ. Но это не потому что нет разработок – они есть! На самом деле очень многое зависит от желания и активности учёных.

- Но предпринимательская жилка есть не у каждого. Как же исследователям наводить мосты в реальный бизнес?

- Все определяется жизненными позициями конкретного человека. Сложно найти учёных, которые бы успевали заниматься и бизнесом, и наукой. Учёный может стать директором фирмы или же учредителем и помогать с точки зрения научно-технического обеспечения предприятия. В любом случае главную роль играет непосредственно директор, но... Мы придерживаемся мнения, что в должности директора должен быть менеджер с опытом работы в бизнесе, понимающий, как организовать производство, специалистов какой квалификации привлечь к делу, как вести сбыт продукции. Именно директор определяет стратегию развития предприятия.

- Бизнес – дело нешуточное и достаточно рискованное, особенно для учёных, как правило, не имеющих опыта в предпринимательстве. Есть ли какие-нибудь льготы у инновационных предприятий БелГУ, хотя бы на первых порах, в период становления?

- С юридической точки зрения, все предприятия – самостоятельные хозяйственные общества. Они не являются государственными, потому что имеют форму собственности, - «общество с ограниченной ответственностью». Систему льгот (в налогообложении, в арендных отношениях) определяет не сам вуз, а прежде всего государство. Представители вузов, собираясь за «круглыми столами» в Торгово-промышленной палате в Москве, не раз поднимали этот болезненный вопрос. Малые инновационные предприятия БелГУ, созданные по Федеральному Закону №217, не попадают под льготную систему налогообложения, потому что в их долю входит юридическое лицо – вуз – более чем двадцатью пятью процентами. Получается, что наши МИП законно зажаты. Они создаются, но при этом никакими льготами пользоваться не могут. Сейчас этот вопрос решается на региональном и федеральном уровнях. Надеюсь, что до конца года какие-то льготы появятся в местном налогообложении.

- А как обстоят дела с финансированием МИП БелГУ? От этого ведь прямая зависимость динамики развития предприятия?

- Плюс наших предприятий в том, что они все выпускают сложную наукоёмкую эксклюзивную продукцию. Это позволяет им участвовать и претендовать на победу в различных конкурсах, которые проводит Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (в частности, малое предприятие «ТермоЭнергия БелГУ» получило поддержку от него). Министерство образования и науки РФ помогает развивать научные исследования, результаты которых могут быть использованы в деятельности конкретного предприятия. Практики венчурного финансирования в Белгородском госуниверситете пока нет. Инвестор не очень-то стремится вкладывать средства в столь рискованный бизнес. Думаю, что когда появятся льготы у наших МИП, инновационный бизнес при вузах для него будет более привлекателен. На сегодняшний день основная поддержка предприятий – гранты.

- Программа развития БелГУ в статусе НИУ заявлена на 10 лет, сколько же предприятий предположительно будут вести производственную деятельность к 2019 году?

- По плану НИУ ежегодно мы должны создавать минимум по 5 работающих предприятий, приносящих прибыль. В перспективе их количество составит 55. От прибыли каждого университет будет получать 30%.

Мы поддержим все инновационные разработки, которые сочтём востребованными. Ограничений нет!


26.10.2010

Беседовала Светлана Шатохина

Объявления

ГОРЯЧИЕ ССЫЛКИ
Горячие ссылки

Министерство образования и науки РФ Размещение заказов Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области
Баннеры

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; E-mail: niu@bsu.edu.ru