НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа развития Белгородского государственного университета на 2010–2019 годы

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫЙ КОМПЛЕКС В СФЕРЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Иконки слева
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Документы федерального уровня
Документы БелГУ, регламентирующие
управление Программой
Методическое и программное обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности
Приобретение оборудования
Ответственное лицо: Шевченко Оксана Владимировна – руководитель секретариата
Телефон: (4722) 30-10-10
Факс: (4722) 30-10-24

Белгород собрал геоморфологов

С 25 по 29 сентября на базе НИУ «БелГУ» проходил XXXII Пленум Геоморфологической Комиссии РАН «Антропогенная геоморфология: наука и практика», организованный геолого-географическим факультетом.

Белгородцы привыкли, что воронкой Лебединского ГОКа нужно гордиться: крупнейшая горная разработка открытого типа, её даже из космоса видно... Однако геоморфологи другого мнения:

— Эта ваша белгородская «дыра» — самый показательный пример антропогенного воздействия на рельеф! — говорит кандидат географических наук из МГУ им. М. В. Ломоносова Татьяна Симонова. На пленарном заседании она поднимает актуальные вопросы существования геоморфологии: от предмета и объекта этой науки до отсутствия заказчика на прикладные исследования:

— Олигарху не интересна геоморфология — так давайте объяснять ему важность наших исследований на понятных ему объектах: «Вы строите здесь 30-этажный небоскрёб, а через год он начинает уходить под землю». Давайте предоставлять бизнесу оценочные карты!

В сборнике статей, подготовленном к Пленуму, таких вопросов и ответов более сотни. Опытные учёные и молодые исследователи рассматривают теоретические проблемы своей науки, современные методы исследований, прикладные аспекты геоморфологии, а также антропогенные преобразования рельефа и техногенные ландшафты Курской магнитной аномалии. Чтобы показать масштабы проблемы, участникам Пленума устроили экскурсию на Лебединский ГОК.

— По пути мы постараемся ответить на все ваши вопросы о том, что вы увидите за окном. Белгородская область изрезана оврагами, балками, и вообще у нас есть немало примеров человеческого вмешательства в природу, — предупредил на открытии Пленума декан геолого-географического факультета профессор Александр Петин.

Любовь Шаталова

Геометаморфозы без прикрас

28 сентября в рамках Пленума прошло заседание за круглым столом с участием молодых учёных России и ближнего зарубежья, в ходе которого были рассмотрены актуальные проблемы современной геоморфологии.

Городской пейзаж повторяет формы природного рельефа — такой смелый, но спорный тезис выдвинул аспирант МГУ Сергей Харченко. Молодой учёный в своей научной работе сопоставил плотность застройки, размещения объектов в городской черте и этажность с высотой местности над уровнем моря. Результаты удивительные — исследуемые показатели увеличиваются с возрастанием абсолютной высоты. Однако коллеги Сергея Харченко отметили обманчивость этой теории, принимая во внимание исторический процесс заселения города и социально-культурные процессы.

Человек меняет рельеф не только при строительстве жилья, но и для создания рекреационных зон. Этой темы коснулись несколько исследователей. Геологи выяснили, что на рельеф местности в городах и пригородах в разное время влияла «парковая мода». В настоящее время в зонах, предназначенных для отдыха, принято подчёркивать естественные и создавать искусственные формы рельефа.

В центре внимания были не только рекреационные зоны, но и природные территории, особо охраняемые государством. В ходе круглого стола были рассмотрены, в частности, ряд докладов молодых учёных НИУ «БелГУ» под руководством доцента кафедры географии и геоэкологии Ларисы Новых, посвящённых современному состоянию и геологоморфологическим особенностям заказников памятников природы.

Геологи высказались за перевод под охрану государства и других территорий — сохранившихся участков земляных укреплений Белгородской черты. Доцент кафедры природопользования и земельного кадастра Павел Голеусов говорил о постепенном исчезновении исторических объектов в результате не только эрозии, но и деятельности человека: фрагмент древней оборонной системы был уничтожен при строительстве дороги «Белгород-Ахтырка».

Негативным влиянием деятельности человека в непосвящённых кругах принято объяснять понижение уровня воды в Каспийском море. Однако геолог Идрис Идрисов из Института геологии Дагестанского научного центра РАН напомнил, что уровень воды в этом море колеблется на протяжении последних 13 000 лет (учёные называют этот период голоценом). В своей научной работе дагестанский исследователь показывает влияние состояния Каспийского моря на течение и степень врезания впадающих в него рек в почву. Так, некоторые реки меняли свои русла в голоцене, а река Терек потеряла один из своих притоков, теперь он самостоятельно впадает в Каспий.

В ходе круглого стола были обсуждены также доклады, касающиеся функционирования техногенного рельефа — отвалов пустой породы при открытой разработке месторождений полезных ископаемых на примере КМА. Исследователями были найдены методы защиты объектов от эрозионных процессов и пыления.

Лидия Туляганова

Фото Виталия Абессонова

<< Назад к списку  | Просмотров: 3104

ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru
01.10.2012

Войти на сайт, чтобы оставить комментарий.

Объявления