Войти
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа развития Белгородского государственного университета на 2010–2019 годы

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫЙ КОМПЛЕКС В СФЕРЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Иконки слева
   Быстрый переход
О ПРОГРАММЕ
Программа развития БелГУ
Приоритетные направления развития
Показатели оценки эффективности реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ  
Организационная структура
Наблюдательный совет
Стратегические сессии
Дирекция
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  
Документы федерального уровня
Документы БелГУ, регламентирующие
управление Программой
Методическое и программное обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности
Приобретение оборудования
Повышение квалификации
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ
Отчеты
Разработка и внедрение СУОС и ООП ВПО на основе ФГОС и СУОС ВПО
Закупки
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Интервью
СМИ о программе
КОНТАКТЫ
Контакты
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;
E-mail: niu@bsu.edu.ru
Ответственное лицо: Шевченко Оксана Владимировна – руководитель секретариата
Телефон: (4722) 30-10-10
Факс: (4722) 30-10-24

Часть целого

Особенности формирования образовательного сегмента Национальной нанотехнологической сети (ННС) на базе ведущих вузов в рамках реализации ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы” обсудили участники очередного заседания коллегии Рособразования.

Открывая заседание коллегии, руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев особо отметил работу созданного чуть более года назад Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования, заметив, что, несмотря на молодость этой структуры, деятельность ее уже по достоинству оценена не только Рособразованием, но и ректорским корпусом, особенно той его частью, которая серьезно занимается организацией научных исследований в университетах. По мнению ректоров, после создания данного управления они почувствовали для себя “некую мощную поддержку в части, касающейся организации участия университетов в различных конкурсных процедурах, проводимых не только в рамках Федерального агентства по образованию”.

Несмотря на весьма небольшой кадровый ресурс (22 сотрудника), данное управление, по словам Н.Булаева, помогает решить ряд весьма важных задач как для самого Рособразования, так и для всей системы отечественного образования в целом. Создание управления, в частности, позволило в значительной мере “не иметь тех негативных последствий, которые мы могли бы иметь в 2008, да и в 2009 году по реализации федеральных целевых программ”, подчеркнул Николай Иванович. Кроме того, именно благодаря деятельности этого управления в работе Рособразования стали более активно использоваться информационные технологии при организации различных конкурсных процедур и принятии отчетов по исполнению госконтрактов. Применение ИТ в данном случае позволяет “в бесконтактном режиме” решать многие вопросы, экономя для всех время и деньги. Положительно была оценена руководителем Рособразования и практика проведения Управлением научных исследований и инновационных программ регулярных встреч исполнителей проектов в рамках реализации ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы”. Такой системный анализ ситуации и оперативный мониторинг проделанной работы помогают более эффективно решать возникающие вопросы, это хороший опыт, который полезно перенимать, заметил Н.Булаев. Недавно в управлении появился новый отдел, задача которого - помощь университетам в решении проблем, связанных с созданием на их базе малых предприятий, причем помощь не формальная - только для перерегистрации уже имеющегося, а реальная - в соответствии с требованиями федерального закона, адекватная деловая реакция на все сложные ситуации.

Основным докладчиком по вопросу о формировании образовательного сегмента ННС выступил начальник Управления научных исследований и инновационных программ Валерий Кошкин.

Какие задачи должны решаться в рамках образовательного сегмента ННС? На первом месте, отметил Валерий Иванович, стоит подготовка кадров для наноиндустрии и самой Национальной нанотехнологической сети. Другой, более сложный вопрос: как именно готовить кадры надлежащей квалификации и соответствующего качества, учитывая, что данное направление весьма наукоемкое и к тому же междисциплинарное? Единственный вариант в данном случае - интеграция научных, образовательных инновационных ресурсов, потенциалов и университетов, других структур и организаций, которые входят в ННС.

Определенный опыт взаимодействия в образовательном сегменте ННС уже существует. Есть и мощные инструменты для такой работы. В первую очередь это федеральные целевые программы. Основная в данном случае та, в рамках которой создается инфраструктура наноиндустрии. Рособразование - один из главных госзаказчиков ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы”, в частности по направлениям 1. ”Развитие приборно-инструментальной составляющей инфраструктуры наноиндустрии”, 2. ”Развитие информационно-аналитической составляющей инфраструктуры наноиндустрии” (мероприятия 2.2. Формирование аналитической и прогнозной инфраструктуры наноиндустрии и 2.3. Формирование кадровой информационно-аналитической системы наноиндустрии) и 4.”Обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции Программы”.

По первому направлению было предусмотрено оснащение 40 НОЦ на базе вузов Рособразования. В восемь центров оборудование было поставлено еще в 2007 году в рамках непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, в 2008 году – уже в рамках ФЦП - еще 13 НОЦ получили современное оборудование практически на 2 млрд рублей. В 2009 году по известным причинам, отразившимся на экономике всей страны, финансирование программы было сокращено и оставшиеся 19 НОЦ “попали в не очень определенную ситуацию”. Но настойчивость участников ННС и активная позиция Минобрнауки РФ привели к тому, что программу было решено продлить до 2011 года с сохранением объемов финансирования (“Поиск” №31-32, 2009), теперь “те вузы и НОЦ, что не получили оборудования, имеют шанс”.

Новое оборудование для центров нанотехнологий не должно было поставляться исходя только из пожеланий вузов: что захотел, то и получил. Важной задачей становится исключение дублирования закупок дорогостоящего оборудования “соседними” университетами и расширение возможностей использования комплексов уникальных научных и технологических установок путем обеспечения к ним удаленного доступа студентов, исследователей и разработчиков для дистанционного обучения и проведения экспериментов. На сегодня удаленный доступ уже реализован к рабочим станциям синхротронного излучения (РНЦ “Курчатовский институт” - http://ud.kcsr.kiae.ru), сверхвысоковакуумной системе формирования и исследования морфологии, состава и электронной структуры наноматериалов методами сканирующей зондовой микроскопии и рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (НИЯУ “МИФИ” - www.2.mephi.ru/science/ial/cmm), установкам, реализующим методы сканирующей зондовой микроскопии и молекулярной рамандиагностики (МГТУ им. Н.Э.Баумана - www.nanotech.iu4.bmstu.ru/online_lab), комплексу зондовых, атомносиловых и электронных микроскопов для диагностики и комплексных испытаний наночастиц, наноструктурированных и наномодифицированных материалов (Рязанский государственный радиотехнический университет - http://nanocent.rsreu.ru и http://nanocam1.rsreu.ru).

- Была поставлена задача разработать концепцию и типовую программу развития всех 40 НОЦ. Этого мы пока не сделали, - признался Валерий Иванович, - но, думаю, до конца года выполним и это. В типовой программе будут обязательно отражены принципы использования научного и лабораторного оборудования в учебно-образовательном процессе, в научных исследованиях, в том числе с применением систем удаленного доступа. Кстати, насколько знаю, в большинстве центров программы развития НОЦ уже имеются.

В рамках реализации мероприятий второго направления программы Рособразованием были выполнены целевые проекты, направленные на создание условий, обеспечивающих эффективную подготовку кадров для наноиндустрии (в 2008 году - 61 проект, в 2009 году – 38 проектов). Один из таких проектов по созданию системы мониторинга потребностей наноиндустрии в специалистах начального, среднего, высшего профессионального образования и высшей квалификации был реализован ГУ-ВШЭ. Разработаны программа и инструментарий комплексного мониторинга “Нанокадры”, который прошел апробацию в пилотном режиме совместно с Росстатом. В обследовании приняли участие 106 учреждений, в том числе 42 предприятия, 23 НИИ, 20 вузов, 11 учреждений среднего и 10 начального профобразования.

Другой проект аналогичной направленности, посвященный прогнозу и оценке тенденций развития нанотехнологий и рынка нанопродукции в России и за рубежом на основе динамики патентования по различным тематическим направлениям ННС был проведен Научно-исследовательским институтом технологии материалов. В ходе его выполнения были проанализированы мировые тенденции патентования в сфере нанотехнологий на основе более 100 патентных баз данных, предоставленных патентными ведомствами и коммерческими фирмами. Согласно полученным данным, мировой фонд составляет более 102 тысяч патентов, а доля отечественного фонда - около 800 патентов. Как и многие работы, выполненные в рамках реализации ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы”, этот проект был представлен на состоявшемся недавно Всероссийском форуме “Образовательная среда 2009” и получил высокую оценку.

Еще одна важная задача, решать которую предстоит участникам ННС в ходе формирования образовательного сегмента сети, - подготовка преподавательских кадров для будущих специалистов в области нанотехнологий с учетом междисциплинарности этого направления.

- Необходимо готовить научные кадры с широким кругозором, - подчеркнул В.Кошкин, - которые знают не только то, что делается в их вузе, по их тематике, но и в курсе состояния дел в других научных центрах России, за рубежом. Поэтому Координационным советом Программы был предложен проект, направленный на создание сетевой информационно-аналитической системы организации и сопровождения маршрутного обучения при повышении квалификации кадров на базе научно-образовательных структур ННС. Его основа – комплексное использование традиционных и дистанционных технологий обучения.

Созданный и в настоящее время функционирующий в тестовом режиме информационный ресурс “НАНООБР Междисциплинарное обучение” (www.nanoobr.ru) содержит инструментарий для выполнения таких функций, как организация и сопровождение повышения квалификации кадров высшей школы в сетевом режиме маршрутного междисциплинарного обучения; пополнение и редактирование в сетевом режиме образовательных программ и учебно-методического обеспечения; мониторинг объемов и качества обучения; обеспечение коммуникации организаторов и участников маршрутного междисциплинарного обучения на базе НОЦ ННС. Проект выполняется второй год, и в настоящее время в систему уже включены 60 специализированных учебных курсов, поставленных в рамках соглашений с 13 ведущими университетами: БелГУ, КГТУ им. А.Н.Туполева, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИСиС, МИФИ, СПбГУ и т.д. С использованием специализированного инструментария (интеракивного маршрутизатора) из учебных курсов, размещенных в системе, могут быть сформированы различные варианты программ повышения квалификации и маршрутов обучения, в частности с учетом географического расположения НОЦ.

- Выложенные на данный момент курсы созданы университетами, большая часть которых стала исследовательскими, что позволяет рассчитывать на высокий уровень представленных материалов, - заметил В.Кошкин. - Но никто не отменял практику сертификации таких образовательных продуктов. Кстати, на недавней встрече руководителей НОЦ в Нижнем Новгороде этот вопрос обсуждался, и было решено, что те курсы, которые будут выкладываться в эту систему, будут проходить сертификацию по определенному механизму, который, правда, еще предстоит разработать. Каким он будет? Всем хорошо знакома практика передачи учебных пособий на рецензирование ученым, специалистам в соответствующей области или научному коллективу перед выходом материалов в свет. Думаю, в данном случае тоже будем использовать такой механизм.

Требует решения и другой вопрос, связанный с процессом переподготовки кадров: какой документ будет выдаваться преподавателям, прошедшим повышение квалификации?

В планах Рособразования – создать реестр вузов, подготовивших сертифицированные курсы, где будет, в частности, указано, какое именно количество сертифицированных преподавателей работает в данных высших учебных заведениях.

- В дальнейшем будем учитывать эти факты при решении различных вопросов, - пообещал Валерий Иванович. - Например, предложим Совету аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы” обращать внимание на эти показатели при отборе проектов по соответствующим тематическим направлениям. Наверно, было бы правильно учитывать такие показатели и при определении контрольных цифр приема в бакалавриат, магистратуру или аспирантуру по соответствующим направлениям.

Готовить научные кадры без учебно-методического обеспечения (УМО) нереально. Потому в рамках данной ФЦП наибольший объем финансирования был выделен как раз на решение этих задач.

Учебно-методическое обеспечение по программам ВПО было подготовлено для девяти тематических направлений ННС (наноэлектроника, наноинженерия, функциональные наноматериалы и высокочистые вещества, функциональные наноматериалы для энергетики, функциональные наноматериалы для космической техники, нано-биотехнологии, конструкционные наноматериалы, композитные наноматериалы, нанотехнологии для систем безопасности), а также по направлению обеспечения единства измерений, стандартизации и оценки соответствия и программ СПО для подготовки специалистов в интересах наноиндустрии.

В 2008-2009 годах закупка УМО проходила в рамках реализации 11 проектов. Сокращение финансирования в 2009 году не позволило закупить комплекты учебно-методического обеспечения в полном объеме. Исходя из принятого решения о продлении программы предполагается обеспечить завершение поставок УМО в 2010 году. Поставщиками УМО стали ведущие вузы России: в соответствии с соглашением между ними и Рособразованием все закупленное учебно-методическое обеспечение в 2010-2012 годах пройдет апробацию в университетах страны, что позволит эффективно организовать образовательный процесс и добиться высокого качества подготовки бакалавров и магистров в рамках новых образовательных стандартов и двухуровневой системы профобразования. До конца 2009 года Рособразованию предстоит определить перечень вузов, в которых будет проведена апробация УМО, прописать ее методику и регламент.

Помимо крупных учебно-методических комплексов были разработаны и небольшие УМК нового поколения для повышения эффективности процесса обучения в вузах и качества подготовки кадров для наноиндустрии. С некоторыми примерами таких мультимедийных УМК можно познакомиться на сайтах исполнителей, где они представлены в свободном доступе: “Пленочные наноматериалы и покрытия для космической техники ближнего космоса” (“Мультимедиа Технологии” - www.teachpro.ru), “Введение в конструкционные материалы”, “Метрология в нано-аналитике и нанотехнологиях”, “Молекулярное моделирование нанобиоструктур”, “Наноинженерия в приборостроении” “МГУ-Стандарт” - www.nano-learning.ru) и т.д.

Но, пожалуй, самая главная на сегодня задача и для Рособразования, и для вузов, уже вошедших в ННС, и тех, которым это только предстоит, - создание информационно-аналитической распределенной сети. Она необходима для объединения научных и образовательных информационных ресурсов НОЦ, систематизации и классификации, интеллектуального многофункционального поиска, статистического анализа накопленной информационной базы в разрезе различных классификационных признаков и характеристик, анализа временной динамики наполнения хранилищ. Для осуществления всего этого и реализуется комплексный проект по созданию информационноана-литической инфраструктуры поддержки образовательного процесса и научных исследований НОЦ.

В рамках данной ФЦП Рособразованием уже произведена поставка программно-аппаратных комплексов в 39 вузов, на базе которых функционируют 40 НОЦ. В настоящее время на их основе идет построение распределенной сети для размещения, хранения и использования научно-образовательных информационных ресурсов: учебных материалов и методических пособий, УМК специальностей и дисциплин, курсовых и дипломных работ, рефератов, мультимедиа-объектов, статей, отчетов по грантам, НИР, инновационной деятельности, научных публикаций сотрудников и преподавателей, информационно-технической документации аппаратно-программного обеспечения. По соглашению с Рособразованием, в 2010 году каждый НОЦ разместит в объединенном каталоге не менее 100 научных и образовательных ресурсов.

Внутри этой информационно-аналитической инфраструктуры будут также размещаться материалы аналитических обзоров наиболее значимых разработок по тематическим направлениям деятельности ННС, методические рекомендации по их использованию в образовательном процессе, а также другие материалы, полученные при реализации проектов ФЦП. Однако эта система будет иметь ограничения доступа: “что-то будет предоставляться для всех, что-то – только для членов ННС, что-то - для вуза, а что-то - только для той группы, которая работает над конкретной задачей”.

- Обращаю внимание - система должна быть реальной, работающей, - подчеркнул В.Кошкин. - Понятно, что в 2009 году времени осталось мало, но база должна быть создана и работать, наша задача - отследить это.

Работы по формированию международной компоненты информационно-аналитической инфраструктуры наноиндустрии выполняются в рамках проекта, исполнителем которого выступает Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” (www.eltech.ru/nanonet). С 2008 года с использованием аналитической обработки информации международных сетевых электронных баз ведущих научных групп ЕС и партнерских стран идут формирование и размещение интернет-контента, в частности: российского раздела международного сетевого электронного архива публикаций по нанонаукам и нанотехнологиям (www.Nanoarchive.org), раздела международного сетевого ресурса российской наноиндустрии, аккумулирующего материалы международных и национальных проектов, программ, конференций и журналов (www.inc3.be). В нынешнем году начато информационное наполнение специализированных аналитических баз данных в сфере наноиндустрии на основе материалов международных организаций и проектов (www.Nanovip.com), российского раздела международного сетевого нанофорума (www.Nanoforum.org) и т.д.

Было уделено на коллегии внимание и проектам, направленным на популяризацию достижений в области нанотехнологий. Среди семи проектов этой тематики, реализуемых в рамках ФЦП, - создание цикла научно-популярных фильмов для учащихся “Наномир раскрывает тайны”, проект газеты “Поиск” по формированию медиаимиджа ННС, ежегодная Всероссийская интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области нано-систем, наноматериалов и нанотехнологий (МГУ им. М.В.Ломоносова), ежегодные всероссийские школы-семинары студентов, аспирантов и молодых ученых по направлениям “Наноинженерия”, “Наноматериалы” и “Нанобиотехнология”, проводимые МГТУ им. Н.Э.Баумана, Рязанским государственным радиотехническимуниверситетом и БелГУ, Всероссийский конкурс работ студентов вузов в области нанотехнологий и наноматериалов, проведенный НИЯУ “МИФИ”, и др.

Завершая выступление, В.Кошкин перечислил задачи, которые стоят перед участниками ННС на следующий год: комплексное использование результатов проектов в учебном процессе и научных исследованиях; организация мониторинга работы НОЦ в части повышения квалификации научно-педагогических кадров; определение состава учебно-методического обеспечения по тематическим направлениям ННС, необходимого для закупки в 2010 году с учетом ранее проведенных поставок; отбор предложений по формированию заказа на создание УМК нового поколения на основе современных мультимедийных технологий; создание условий для привлечения студентов, аспирантов и молодых ученых из регионов к участию в школах-семинарах по тематическим направлениям ННС; разработка регламента функционирования информационно-аналитической системы образовательного сегмента ННС; организация повышения квалификации ППС и научных работников подведомственных вузов в области нанотехнологий с использованием сетевой информационно-аналитической системы организации и сопровождения маршрутного междисциплинарного обучения; создание и использование средств удаленного доступа к комплексам уникальных научных и технологических установок для организации ДО и проведения экспериментов; разработка методики и регламента апробации учебно-методического обеспечения для подготовки кадров по программам высшего и среднего профобразования по тематическим направлениям ННС.

Но главное, подчеркнул Валерий Иванович, - “эффективно использовать уже созданное в рамках Национальноой нанотехнологической сети”.


27.11.2009

Нина Шаталова

«Поиск» № 48 от 27.11.2009

Объявления

ГОРЯЧИЕ ССЫЛКИ
Горячие ссылки

Министерство образования и науки РФ Размещение заказов Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области
Баннеры

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; E-mail: niu@bsu.edu.ru