Войти
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа развития Белгородского государственного университета на 2010–2019 годы

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫЙ КОМПЛЕКС В СФЕРЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Иконки слева
   Быстрый переход
О ПРОГРАММЕ
Программа развития БелГУ
Приоритетные направления развития
Показатели оценки эффективности реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ  
Организационная структура
Наблюдательный совет
Стратегические сессии
Дирекция
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  
Документы федерального уровня
Документы БелГУ, регламентирующие
управление Программой
Методическое и программное обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности
Приобретение оборудования
Повышение квалификации
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ
Отчеты
Разработка и внедрение СУОС и ООП ВПО на основе ФГОС и СУОС ВПО
Закупки
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Интервью
СМИ о программе
КОНТАКТЫ
Контакты
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;
E-mail: niu@bsu.edu.ru
Ответственное лицо: Шевченко Оксана Владимировна – руководитель секретариата
Телефон: (4722) 30-10-10
Факс: (4722) 30-10-24

Проблемы у НОЦ есть, перспективы – тоже

Интервью руководителей научно-образовательных центров STRF.ru, а также дискуссия о перспективах развития НОЦ в России, организованная на прошлой неделе Центром «Открытая экономика» и МГУ имени М.В. Ломоносова, обнажили некоторые проблемы, связанные с реализацией Мероприятия 1.1 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Руководители НОЦ из разных регионов страны сформулировали свои предложения чиновникам – о том, как эти проблемы решать.

Исследования в ущерб образованию?

В конкурсной документации ФЦП «Кадры» заявлена поддержка научно-образовательных исследований в рамках НОЦ. Но это, как полагает проректор МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Научно-образовательного центра по нанотехнологиям МГУ Алексей Хохлов, свидетельствует о том, что научной стороне научно-образовательных центров уделяется непропорционально много внимания в ущерб образовательной. «Если не поддерживать образовательную сторону дела, то кадры, которые приходят в научные лаборатории, станут не способными к научным исследованиям в принципе», – подчёркивает Алексей Хохлов. По его мнению, необходимо специальное организационно-финансовое стимулирование государством междисциплинарных образовательных программ, прежде всего магистерских.

Эту предложение поддерживает и руководитель НОЦ по физической химии, радиохимии, радиационной химии и электрохимии ИФХЭ РАН Евгений Юртов. Магистерские программы, как считает руководитель Учебно-научного центра «Биоматериалы» РХТУ им. Д.И. Менделеева Михаил Штильман, позволяют решить две проблемы. Во-первых, использовать лабильность учебных планов и ввести те предметы, которые на данный момент считаются необходимыми для подготовки специалистов высокого уровня. Во-вторых, «используя магистерскую подготовку при широкой базовой бакалаврской подготовке, можно активно реагировать на потребности рынка, и через два года выпускать специалистов нужного профиля».

То, что научно-образовательные центры – удобная и эффективная форма организации научных исследований и разработок, признали в разговоре с журналистами STRF.ru исполнительный директор НОЦ «Физико-технические проблемы энергетики и экстремальные состояния вещества» ОИВТ РАН Олег Петров и руководитель НОЦ «Наноструктурные конструкционные материалы» Белгородского государственного университета Рустам Кайбышев. Но эти признания не стоит, на наш взгляд, рассматривать, как подтверждение наличия поднятой Алексеем Хохловым проблемы.

Руководитель НОЦ «Нанотехнологии», декан факультета физической и квантовой электроники МФТИ, директор Научно-исследовательского центра по изучению свойств поверхности и вакуума Павел Тодуа, похоже, не видит здесь большой проблемы. В Физтехе, по его словам, «обучение идёт во время той исследовательской работы, которую ведут студенты». Согласна с ним и заместитель директора прикладной и фундаментальной медицины Нижегородской государственной медицинской академии Елена Загайлова. В созданном при академии НОЦ «Нанотехнологии в исследовании живых систем», по её словам, «направление научной деятельности от направления педагогической деятельности практически невозможно отделить».

Всё ли в порядке с экспертизой?

Многие руководители НОЦ согласны с проректором МГУ в том, что перечень документов, предназначенный для участников Мероприятия 1.1, «включает множество необязательных бумаг». А вот проверяются в основном формальные показатели. Научной экспертизе проектов, похоже, уделяется недостаточно внимания.

Кто они – независимые эксперты, которые оценивают поступившие на конкурс заявки? Знают ли их учёные и представители вузовского сообщества? Оказывается, не всегда знают. Известно лишь, что экспертов определяет профильное ведомство. Но почему бы не использовать и наш и зарубежный опыт, когда руководителем экспертизы назначается авторитетное в той или иной области лицо, как, например, делают в РФФИ?

Министерству образования и науки и Роснауке, по информации начальника отдела по интеграции науки и образования РАН Сергея Сидоренко, академическое сообщество предложило создать совет из числа известных учёных, каждый из которых отвечал бы за направление, в котором он признан ведущим экспертом. Совет мог бы давать рекомендации чиновникам и по формированию тематик государственных заказов.

Подобное предложение – о создании экспертной комиссии из числа учёных для упрощения процедуры подачи заявок, оформления отчётов и выработки критериев отбора проектов – высказывал Алексей Хохлов. С точки зрения проректора МГУ, целесообразно также публиковать аннотационные отчёты по всем законченным проектам в открытом доступе.

Как успеть потратить деньги

Для многих участников Мероприятия 1.1 проблематичным является расходование подотчётных бюджетных денег, которые поступают к ним по госконтракту в конце года. Тут уж пора отчитываться, а научно-образовательные центры порой не успевают сделать необходимые закупки.

Поэтому федеральным чиновникам стоило бы подумать о введении более удобного для исполнителей госконтракта графика финансирования. По меткому выражению Алексея Хохлова, «не страна должна жить так, как удобно Минфину, а Минфин должен подстраиваться под то, что удобно всей стране».

И всё-таки что такое НОЦ?

Несмотря на то, что немало научно-образовательных центров существуют уже не первый год, вопрос о том, что они собой представляют, до сих пор не закрыт. В ФЦП «Кадры» научно-образовательный центр определён как «структурное подразделение» научных и образовательных учреждений.

Конечно, различий у НОЦ немало. Даже те из них, что созданы при вузах, имеют разный статус и разные полномочия. Одни из них выросли из кафедр, другие – из лабораторий. Одни зарегистрированы как юридические лица, другие – нет. В последнем случае вся финансовая отчётность ложится бременем на бухгалтерию вуза, которая не всегда адекватно воспринимает особенности и значимость таких структурных подразделений.

Возникла идея разработать общероссийское положение о научно-образовательных центрах с учётом пожеланий учёных и преподавателей, в котором были бы отражены как общие принципы организации НОЦ, так и специфика научных и образовательных учреждений. Но вот что любопытно, такая идея исходила не «сверху», а из недр РАН. Чиновники Роснауки, напротив, сочли нецелесообразным ограничивать научные и образовательные учреждения в выборе форм и направлений НОЦ.

Главное в характеристике научно-образовательного центра, как полагает Павел Тодуа, – его востребованность, причём не узким кругом лиц – ректоратом или чиновниками, а производством, работающим с НОЦ на договорных условиях, и обществом, прежде всего молодёжью.

Несколько иной взгляд на то, что такое научно-образовательный центр, у руководителя НОЦ «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Галины Сориной. НОЦ, по её словам, – «это некий комплекс, который объединяет людей разных поколений в рамках науки, образования и практики». Особенность данной структуры заключается в том, что только те молодые люди, которые приходят в науку, имеют возможность напрямую общаться с теми, кто в науке хорошо разбирается и достиг значительных результатов. В НОЦ, если использовать термин Канта, формируется «класс мыслителей», или «класс работников умственного труда» (термин Питера Друкера). С точки зрения Галины Сориной, очень важно, чтобы те, кто работает, например, в наноцентрах, осознавали меру своей ответственности. Ведь порой, чтобы пользоваться своим умом, надо иметь мужество.

Несколько слов о координации

Одной из проблем признан недостаточный уровень взаимодействия научно-образовательных центров. Решить эту проблему предлагается путем создания координирующего органа, который может стать площадкой для передачи опыта, обмена информацией, обучения кадров. Нужен он и для того, чтобы совместно использовать дорогое оборудование, например, мощные микроскопы. Если бы в такой центр стекалась информация о потребностях потенциальных заказчиков, то можно наладить обмен заказами между НОЦ, считает директор Учебно-инновационного центра по нанотехнологиям и наноматериалам Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Юрий Головин. Неважно, будет ли создан координирующий орган Роснаукой с Рособразованием, или центр координации появится благодаря совместным инициативам руководителей НОЦ – в любом случае такая площадка будет востребована. По словам Михаила Штильмана, молодые учёные, работающие в НОЦ, могли бы здесь «обмениваться мнениями, выступать с какими-то предложениями». А проведение ежегодных научных конференций «способствовало бы их научному продвижению».

Устремлённость в будущее

Устойчиво и динамично НОЦ будут развиваться при условии, что в них одновременно будут развиваться фундаментальная наука, прикладные разработки и подготовка кадров – для себя и для будущих потребителей их продукции. Такова позиция Юрия Головина. В его центре, а также в НОЦ по физической химии, радиохимии, радиационной химии и электрохимии ИФХЭ РАН, в Учебно-научном центре «Биоматериалы» РХТУ им. Д.И. Менделеева и в других работа ведётся по всем этим направлениям. Причём многими руководителями НОЦ подчёркивалась междисциплинарная составляющая подготовки молодых кадров в ходе обучения и участия в исследованиях.

Предоставить научно-образовательным центрам, ведущим крупные проекты по госзаказу, большую самостоятельность предложил директор НОЦ «Наноструктурные материалы и нанотехнологии» Белгородского государственного университета Юрий Колобов, приведя в качестве примера МФТИ. «Тогда можно действительно сформировать инфраструктуру, какой она была раньше у крупных научно-исследовательских институтов», – полагает директор НОЦ.

И ещё одно предложение – приравнять вузовские НОЦ к кафедрам, дабы работающие в них преподаватели-исследователи могли бы беспрепятственно продвигаться по служебной лестнице, получать, например, учёное звание доцента.

Не менее важный аспект перспективы – развитие науки и переподготовка кадров для промышленности в регионах. И здесь, благодаря ФЦП «Кадры» и другим мерам государственной поддержки, в частности, основанным на принципах конкурсного финансирования, наметились позитивные сдвиги. За последние годы в российских регионах, по мнению Юрия Головина, появилось два – три десятка «приличных» научно-образовательных центров, которые расширяют сотрудничество с предприятиями. Кадры для них готовят Наноцентр Тамбовского университета, Нижегородский НОЦ «Нанотехнологии в исследовании живых систем», созданный при Медицинской академии, и другие.

Отметим и такое перспективное направление деятельности давно существующих научно-образовательных центров, как содействие в создании новых НОЦ. Например, НОЦ по физической химии, радиохимии, радиационной химии и электрохимии ИФХЭ РАН два года назад помог организовать Наноцентр в Текстильном институте.

Научно-образовательные центры могли бы содействовать и профессиональной ориентации старшеклассников. Такой опыт есть, в частности, у нижегородского НОЦ, организовавшего на территории Института прикладной физики специальный класс для лицея с физическим уклоном. Школьники дважды в неделю посещают академию, знакомятся с работой кафедр и особенностями факультетов. Так что выбирать профессию им будет гораздо легче.

Не станем долго рассуждать о таком направлении развития НОЦ, как международное сотрудничество. Его значимость признаётся практически всеми учёными и преподавателями вузов. Формы сотрудничества могут быть самыми разными – это и зарубежные командировки молодых российских специалистов, и совместные исследования, и приглашения известных учёных из-за рубежа, в том числе работающих в других странах соотечественников, для чтения лекций и т.д.

С чем солидаризируются практически все руководители научно-образовательных центров, с которыми общались сотрудники STRF.ru, так

это с необходимостью привлекать молодых людей в науку и в наукоёмкие производства, воспитывать в них, по словам Павла Тодуа, «культуру исследования и нацеленность на результат». И это, судя по высказываниям руководителей НОЦ, им удаётся.


17.12.2009

Анна Горбатова

Наука и технологии России: http://www.strf.ru/noc.aspx?CatalogId=25939&d_no=26244

Объявления

ГОРЯЧИЕ ССЫЛКИ
Горячие ссылки

Министерство образования и науки РФ Размещение заказов Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области
Баннеры

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; E-mail: niu@bsu.edu.ru