В этом году исполняется двенадцать лет договору о сотрудничестве между Белгородским государственным и Бременским университетами. Основные направления их взаимодействия иностранные языки, биология, нанотехнологии и педагогика. В рамках последнего направления белгородские и бременские специалисты вводят новые программы и методики преподавания в детском саду и начальной школе, периодически обмениваются опытом. Этой весной преподаватели и студенты педагогического факультета НИУ «БелГУ» прошли недельные курсы повышения квалификации в Бременском университете, а осенью готовятся в четвертый раз встретить в Белгороде немецких коллег. Каковы особенности обеих систем образования и в чем разница между ними? Об этом мы беседовали с деканом педагогического факультета, кандидатом филологических наук, доцентом Верой Демичевой.
- Вера Владимировна, вы возглавили белгородскую делегацию в Бремене. Расскажите вкратце, с чем вы познакомились во время визита туда?
- Прежде всего, нас интересовала их система естественнонаучного образования в начальной школе и детском саду. Мы участвовали в практических занятиях по биологии, посетили их детские сады и школы, знаменитый природный парк Бременского университета, где проходят занятия на открытом воздухе. Одной из главных тем нашего общения стала программа инклюзивного образования.
Это программа, которая помогает человеку социализироваться, прижиться в обществе. Мы ее разрабатываем для детей с ограниченными возможностями. В Белгороде такие ребята учатся в школах для детей со слабым зрением и слухом. Программа касается многого: от того, как правильно построить урок до воспитания этих ребят. Немецкие же педагоги работают в первую очередь с детьми других национальностей, помогают им привыкнуть к социуму. Это объясняется большим притоком иммигрантов, которые часто плохо говорят по-немецки.
- В чем особенности системы дошкольного воспитания в Германии?
- Главным направлением обучения они считают развитие речи. В детских садах Германии нет групп как таковых, нет занятий, к которым привыкли наши дети, нет даже тихого часа. То есть, что делать и с кем общаться воспитанники выбирают сами. Еще одна особенность – коммуникативные игры, на них во многом построена система дошкольного воспитания.
- А в школе система образования становится более строгой?
- Да. Но детский сад и начальная школа часто находятся под одной крышей, поэтому возможность разновозрастного, «негруппового» общения остается. Занятия ориентированы на практику. Ребенок превращается в исследователя и сам находят ответы на поставленные вопросы. Детей учат отстаивать свое мнение и уважать точку зрения другого. Ну и, конечно, в Германии развито волонтерское движение студентов и пенсионеров, они помогают учителям присматривать за детьми.
- Что Вы находите особенным в немецкой системе высшего образования?
- В университетах Германии учатся люди разного возраста, а у нас – чаще всего, вчерашние школьники. У них нет расписания пар, перемен. В основном, они учатся самостоятельно, почти без вмешательства преподавателей, и срок учебы зависит от них самих: чем раньше выучишь нужные предметы, тем быстрее закончишь вуз.
- С чем Вы планируете познакомить в сентябре коллег из Бремена?
- В последние годы мы разрабатываем программу здоровьесберегающих технологий: больше внимания уделяем закаливанию, физическим упражнениям, подвижным играм. Основной принцип этой программы – комплексная работа. В нее включаются не только дети и воспитатели, но и родители. Одно из таких занятий мы продемонстрируем бременской делегации.
- Гостей на экскурсию в школы Белгорода повезете?
- Покажем работу учителей начальных классов. В частности, ведение естественнонаучных дисциплин: экологии, окружающего мира, ОБЖ.. Также мы организуем полевые практики в Ботаническом саду БелГУ и на природной базе Титовка, где студенты педфака собирают гербарий, изучают насекомых, растения и почву.
- В чем, по-вашему, разница между российской и немецкой системами образования? Что нам можно позаимствовать у них?
- Самостоятельность, желание учиться, ориентированность на практику, - все это положительный опыт, который неплохо бы перенять. Но мне кажется, на западе долго готовятся к поступлению в вуз: двенадцать лет в школе, да еще три года абитуры – послешкольной учебы... И даже после этого многое из того, что знают выпускники наших школ, их абитуриентам неизвестно. Однобокость в знаниях – это их минус. Возьмем в пример того же учителя начальных классов. Он должен быть силен не только, скажем, в биологии, но знать все, о чем может его спросить ученик, ведь часто первый учитель для человека – пример на всю жизнь! В этом деле лучше избыток знаний, чем недостаток.
Нельзя детям всю информацию разжевывать, а в детском саду – только играть с ними. Наша система образования перенасыщена, некоторая информация повторяется, и это минус. Но мне кажется, мы не сможем полностью повторить то, что сделано другими. У нас свой многолетний, проверенный, наработанный, сложный опыт. Лучшее можно перенять у соседей, но свое все равно сохранить. Ведь труднее дерево вырастить, чем просто срубить!