Войти
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа развития Белгородского государственного университета на 2010–2019 годы

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ САМОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВЫЙ КОМПЛЕКС В СФЕРЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Иконки слева
    Быстрый переход
О ПРОГРАММЕ
Программа развития БелГУ
Приоритетные направления развития
Показатели оценки эффективности реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ  
Организационная структура
Наблюдательный совет
Стратегические сессии
Дирекция
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ  
Документы федерального уровня
Документы БелГУ, регламентирующие
управление Программой
Методическое и программное обеспечение образовательной, научной и инновационной деятельности
Приобретение оборудования
Повышение квалификации
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ
Отчеты
Разработка и внедрение СУОС и ООП ВПО на основе ФГОС и СУОС ВПО
Закупки
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Интервью
СМИ о программе
КОНТАКТЫ
Контакты
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85;
E-mail: niu@bsu.edu.ru
Ответственное лицо:
Мишунин Вадим Васильевич – директор департамента научной и инновационной деятельности
Телефон: (4722) 30-10-30
Факс: (4722) 30-10-24

Минус немецкой системы образования - однобокость в знаниях

В этом году исполняется двенадцать лет договору о сотрудничестве между Белгородским государственным и Бременским университетами. Основные направления их взаимодействия иностранные языки, биология, нанотехнологии и педагогика. В рамках последнего направления белгородские и бременские специалисты вводят новые программы и методики преподавания в детском саду и начальной школе, периодически обмениваются опытом. Этой весной преподаватели и студенты педагогического факультета НИУ «БелГУ» прошли недельные курсы повышения квалификации в Бременском университете, а осенью готовятся в четвертый раз встретить в Белгороде немецких коллег. Каковы особенности обеих систем образования и в чем разница между ними? Об этом мы беседовали с деканом педагогического факультета, кандидатом филологических наук, доцентом Верой Демичевой.

- Вера Владимировна, вы возглавили белгородскую делегацию в Бремене. Расскажите вкратце, с чем вы познакомились во время визита туда?
- Прежде всего, нас интересовала их система естественнонаучного образования в начальной школе и детском саду. Мы участвовали в практических занятиях по биологии, посетили их детские сады и школы, знаменитый природный парк Бременского университета, где проходят занятия на открытом воздухе. Одной из главных тем нашего общения стала программа инклюзивного образования.

Это программа, которая помогает человеку социализироваться, прижиться в обществе. Мы ее разрабатываем для детей с ограниченными возможностями. В Белгороде такие ребята учатся в школах для детей со слабым зрением и слухом. Программа касается многого: от того, как правильно построить урок до воспитания этих ребят. Немецкие же педагоги работают в первую очередь с детьми других национальностей, помогают им привыкнуть к социуму. Это объясняется большим притоком иммигрантов, которые часто плохо говорят по-немецки.

- В чем особенности системы дошкольного воспитания в Германии?
- Главным направлением обучения они считают развитие речи. В детских садах Германии нет групп как таковых, нет занятий, к которым привыкли наши дети, нет даже тихого часа. То есть, что делать и с кем общаться воспитанники выбирают сами. Еще одна особенность – коммуникативные игры, на них во многом построена система дошкольного воспитания.

- А в школе система образования становится более строгой?
- Да. Но детский сад и начальная школа часто находятся под одной крышей, поэтому возможность разновозрастного, «негруппового» общения остается. Занятия ориентированы на практику. Ребенок превращается в исследователя и сам находят ответы на поставленные вопросы. Детей учат отстаивать свое мнение и уважать точку зрения другого. Ну и, конечно, в Германии развито волонтерское движение студентов и пенсионеров, они помогают учителям присматривать за детьми.

- Что Вы находите особенным в немецкой системе высшего образования?
- В университетах Германии учатся люди разного возраста, а у нас – чаще всего, вчерашние школьники. У них нет расписания пар, перемен. В основном, они учатся самостоятельно, почти без вмешательства преподавателей, и срок учебы зависит от них самих: чем раньше выучишь нужные предметы, тем быстрее закончишь вуз.

- С чем Вы планируете познакомить в сентябре коллег из Бремена?
- В последние годы мы разрабатываем программу здоровьесберегающих технологий: больше внимания уделяем закаливанию, физическим упражнениям, подвижным играм. Основной принцип этой программы – комплексная работа. В нее включаются не только дети и воспитатели, но и родители. Одно из таких занятий мы продемонстрируем бременской делегации.

- Гостей на экскурсию в школы Белгорода повезете?
- Покажем работу учителей начальных классов. В частности, ведение естественнонаучных дисциплин: экологии, окружающего мира, ОБЖ.. Также мы организуем полевые практики в Ботаническом саду БелГУ и на природной базе Титовка, где студенты педфака собирают гербарий, изучают насекомых, растения и почву.

- В чем, по-вашему, разница между российской и немецкой системами образования? Что нам можно позаимствовать у них?
- Самостоятельность, желание учиться, ориентированность на практику, - все это положительный опыт, который неплохо бы перенять. Но мне кажется, на западе долго готовятся к поступлению в вуз: двенадцать лет в школе, да еще три года абитуры – послешкольной учебы... И даже после этого многое из того, что знают выпускники наших школ, их абитуриентам неизвестно. Однобокость в знаниях – это их минус. Возьмем в пример того же учителя начальных классов. Он должен быть силен не только, скажем, в биологии, но знать все, о чем может его спросить ученик, ведь часто первый учитель для человека – пример на всю жизнь! В этом деле лучше избыток знаний, чем недостаток.
Нельзя детям всю информацию разжевывать, а в детском саду – только играть с ними. Наша система образования перенасыщена, некоторая информация повторяется, и это минус. Но мне кажется, мы не сможем полностью повторить то, что сделано другими. У нас свой многолетний, проверенный, наработанный, сложный опыт. Лучшее можно перенять у соседей, но свое все равно сохранить. Ведь труднее дерево вырастить, чем просто срубить!


28.07.2011

Ольга Григорова

Медиатрон, http://mediatron.ru/interviev/vera-demicheva

Объявления

ГОРЯЧИЕ ССЫЛКИ
Горячие ссылки

Министерство образования и науки РФ Размещение заказов Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области
Баннеры

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85; E-mail: niu@bsu.edu.ru