20 — 21 октября в Белгородском государственном
университете проходила Всероссийская научно-практическая
конференция «Психологическая культура личности: сущность,
механизмы, технологии развития». Такого масштаба
конференция по психологическим проблемам на базе
БелГУ организована впервые по инициативе кафедры
психологии развития и консультативной психологии,
которой в этом году исполняется 10 лет со дня основания.
Необходимость проведения конференции была обусловлена
логикой развития научного осмысления и практической
реализации проблемы психологической культуры как
ведущей составляющей общечеловеческой культуры.
Конференция стала важным этапом в исследовании
закономерностей формирования психологической
культуры, осуществляемом кафедрой под
руководством д. психол. н., проф. Н. И. Исаевой.
В работе конференции принимали участие
действительный член Российской академии
образования, д. психол. н., проф., зав. лабораторией
научных основ детской практической психологии
Психологического института РАО И. В. Дубровина; д. психол. н.,
проф., зав. кафедрой общей психологии Тульского госуниверситета
Е. Е. Сапогова; д. пед. н., проф., зав. кафедрой педагогики и
психологии развития Курского госуниверситета Н. И. Лифинцева;
к. психол. н., доц., зав. кафедрой общей и возрастной психологии
Орловского госуниверситета Г. Д. Кирилова. Перед участниками
конференции с приветственным словом выступил начальник
Управления образования и науки администрации Белгородской
области, заслуженный учитель РФ С. П. Тимофеев.
В конференции приняли участие ученые и практики
более чем из 20 регионов страны (г. Москва, С.-Петербург,
Ростов-на-Дону, Барнаул, Курск, Орел, Ставрополь,
Тула, Челябинск, Череповец и др.), а также ученые вузов
г. Белгорода, практические психологи образования
и социальные педагоги города и области, аспиранты
и студенты БелГУ.
В рамках конференции работали секции:
«Теоретико-методологические проблемы
психологической культуры личности»,
«Особенности развития психологической
культуры: возрастной аспект»,
«Психологическая культура как инвариант
профессиональной культуры»,
«Психологическая культура как компонент
профессиональной культуры психолога образования».
Участники конференции по итогам работы
разработали и приняли рекомендации, адресованные
руководителям учреждений образования, ученым,
практическим психологам.
Мнения участников конференции:
И. В. Дубровина —
действительный член Российской академии
образования, зав. лабораторией научных основ
детской практической психологии Психологического
института РАО:
«Проблема психологической
культуры является актуальной
прежде всего в силу того, что ее наличие
или отсутствие неизбежно отражается во
взаимоотношениях между людьми, обнаруживается
в их поведении, сказывается на качестве жизни каждого
человека. Необходимость обсуждения проблемы связана
с потребностью критически посмотреть на то, что
происходит в системе высшего и среднего образования,
иначе расставить акценты, более внимательно рассмотреть
ценности, на которые ориентировано образование при
подготовке молодежи к жизни. Вопросы, вынесенные на
обсуждение конференции, интересны в силу того, что в
докладах разведены две позиции: психологическая культура
как объективное явление и психологическая культура как
сущностная профессиональная характеристика практического
психолога, педагога. Обе эти позиции являются чрезвычайно
важными и вызывают необходимость серьезного
обсуждения. Следует признать, что сегодня в вузах
недостаточно обращают внимания на общую и профессиональную
культуру. Поэтому приходится говорить о некотором
непрофессионализме врачей, учителей, социальных
педагогов и в этом ряду — психологов. В этом плане
конференция является очень своевременным и полезным
мероприятием и для ученых и для практиков, что делает
честь ее организатору — кафедре психологии развития и
консультативной психологии Белгородского госуниверситета».
Н. И. Исаева — д. психол. н.,
проф., зав. кафедрой психологии развития и консультативной
психологии социально-психологического
факультета БелГУ:
«Проблема психологической культуры сегодня
актуальна не только в рамках системы образования,
но и для каждого конкретного человека, для общества
в целом. Динамичные социальные изменения вызывают
у человека процессы психической и личностной напряженности,
требуют от него особых умений определения оптимальных
путей в решении профессиональных и жизненных задач,
выхода из затруднительных ситуаций. Психологическая
культура личности является условием психологического
здоровья человека, залогом его продуктивной деятельности.
Ведущие психологи и педагоги различных вузов
России понимают, что формировать психологическую
культуру, которая помогла бы человеку сохранять
свою внутреннюю гармонию в процессе его
взаимодействия с внешним миром, нужно начинать
с раннего детства. В свете этого одной из ключевых
фигур в формировании психологической культуры
является психологически культурный учитель.
Особая роль в этом процессе принадлежит
психологу, поскольку психологическая культура
для профессионала такого уровня является базовой.
Вопросы психологической культуры интересуют ученых
и практиков и в рамках развития производства,
производственных коллективов, организации,
организационного консультирования и т.д.
Весь этот далеко неполный перечень актуальных
аспектов психологической культуры личности
красноречиво свидетельствует, что данная
проблема глобальна и требует к себе особого внимания».
Е. Е. Сапогова — д. психол. н.,
проф., зав. кафедрой общей психологии
Тульского госуниверситета:
«Понятие психологической культуры
для науки не является абсолютно новым.
Его современное возвращение с периферии
профессионального сознания вызвано тем,
что сегодня становится фактически массовой
профессия психолога, подготовкой которого
занимаются многие вузы страны, а не только
специализированные факультеты старых
университетов, как это было раньше. В связи
с этим есть настоятельная необходимость
обсуждать проблемы психологической культуры,
внимательно рассматривать аспекты ее
формирования у готовящихся в профессиональных
вузах специалистов. Необходимо подчеркнуть,
что отсутствие психологической культуры у
профессионала представляет опасность,
поскольку в каждой профессии есть четкие каноны,
определенные концептуальные ориентиры,
этические аспекты и готовящий себя к профессиональной
деятельности молодой человек должен впитать это
в процессе вузовской подготовки. В противном
случае приходится сомневаться в его
профессионализме, его возможностях как специалиста.
Это требование является обязательным прежде
всего для практических психологов».
Материалы подготовлены
М. В. Дмитриевой и В. А. Карнауховым
Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.